Как посторонний могу увидеть незаметное фанатично верующему. Приведу особенности ритуалов старообрядцев, православных, ассирийцев, католиков, адвентистов, мусульман. Основные впечатления о старообрядцах из Рогожского храма. Федосеевцы терпимее, но их и меньше. Гордыне негде разгуляться. Ассирийская Церковь одна в Москве. Католических храмов два посетил. Основные впечатления из кафедрального собора "Непорочного зачатия Марии". О мусульманах по впечатлениям из главной мечети, на м. "проспект Мира".
Старообрядцы | Православные | Ассирийцы | Католики | Мусульмане |
Старообрядцы имеют два хора, правый и левый, но во время службы очень часто перемещаются по храму, с тем, чтобы прочитать молитву соединенным хором. | Православные хоры маленькие, 4-6 человек, и стоят они как вкопанные на клиросе. | Ассирийцы имеют два хора, правый и левый, каждый по 8 человек девушек и молодых ребят. К ним примыкают желающие петь из взрослых. На летний период народ разъезжается и остается несколько девушек. | Обычно хора нет. Есть запевала молитв с электроорганом. Но на некоторые службы приходит хор с гитарой из молодежи. | Имам мечети читает на арабском молитвы перед намазом нараспев. Дальше обычно только чтение корана напоминает напевы. |
Продолжительность службы считается качеством Веры. 14 августа на празднике воздвижения креста и дня рождения митрополита Алимпия длительность утренней службы составила 7 часов. С 6-30 до 13-30. | Православные службы продолжаются от 2 до 4-х часов. В монастырях и более. | Службы продолжительностью от 1,5 часа до трех, в Великий пост. | Норма мессы равна одному часу. Быстро-быстро перемолились и побежали. | В течение дня пять сеансов намаза. Продолжительность намаза примерно 15-30 минут. В пятницу в 13-30 еще добавляется проповедь, которую слушают не шелохнувшись. |
Поют: "И ныне и присно и в'о веки веков." | Поют: "И ныне и присно и во в'еки веков." | Поют хорошо, одноголосно. А что поют - непонятно." | Символ веры отличается от правослвного по тексту. | Арабские молитвы - суры из Корана на арабском звучат очень напевно. |
Иконы должны быть чем старее, чернее, тем лучше. | Иконы могут печататься хоть на календарях. И в храмах видны печатные иконы. | Икон нет в принципе. | В костелах иконы заменены на скульптуры девы Марии и иногда Христа. | Здесь поклонения иконам нет в принципе. Зато есть украшение орнаментом здания. |
Крестится старообрядец очень быстро, как бы истово молясь, но этой истовости не видать. Производит впечатление клоуна, дергаемого за веревочку и без сокрушения духа. | Православные крестятся размашисто не торопясь, проговаривая в это время молитву святому Духу. На каждое касание произносится соответствующий эпитет. | Крестятся как православные тремя пальцами. И с правого плеча на левое также. | Крестятся с левого плеча на правое. Пальцы не знаю как складывают. | Только земные поклоны расписанные по часам намазов. Осуждают христиан за крестное знамение. |
Старообрядцы используют для земных поклонов подстилки в виде тканевых квадратов. В храме очень чисто, моется он каждый день. Но в Ветхом завете написано: "Молитесь чистыми руками" | Православный если стал на колени, то может даже ползти на них. Акцент делается на поведении мытаря: "Боже, помилуй меня". | На колени становятся два раза за службу. При молитве о ... и при общей исповеди. | Используют для коленопреклонения откидныые доски у сидений. | На коврах классно и лежать и утыкаться в них носом, как положено по обряду. |
Старообрядцы крестятся и падают на колени в определенных местах богослужения, как по команде. Идет поклонение не Богу, а ритуалу поклонения. | Православные очень часто и по своему личному настроению крестятся. Когда слова службы доходят до ума и до сердца. И производят впечатление искренних молящихся. | Крестятся внимательно, наблюдая и слушая священника. Когда он крестится или читает молитву. Но не часто. | Все расписано по графику. | Поклоны происходят по команде имама. |
В рогожском храме увидены признаки матриархата, явным образом запрещенные апостолом Павлом: Женщина, да молчит в храме, ибо неприлично женщине учить | Православные старушки также рьяно агрессивны в навязывании правил поведения в храме. Это можно иногда принимать, так как много неофитов пришло сейчас в Храм. | Женщины говорят мало. Мужчины имеют приоритет во всем. Но внимательно наблюдая и подсказывая. | Особенно не учат, но были случаи. | Духовные беседы после намаза - это обязательно, если нет дел срочных. |
Женщины платки носят все очень единообразно, а именно закалывая его на груди определенным образом. В сочетании с прической в виде узла на затылке создается живописнейший облик настоящей Женщины и смиренной даже при прямой походке. Смотри далее про галстук. | Форма головного убора самая разнообразная, с узлом, без узла, узел спереди и сзади, вплоть до ... Иногда видишь женщин как бы в головном уборе, и тогда возникает ощущение, что это формальная, горделивая уступка требованиям апостола Павла: женщина с непокрытой головой постыжает ее. | Платки разные. Только все хористки имеют белые, похожие на широкий шарф, накидки. | НЕ ПОМНЮ | Очень строгое отношение к женским головным уборам. Ношение обязательное. |
Старообрядцы настолько увлеклись поклонением старославянскому языку, что, кажется что, слова службы запомнили как попугаи и не слышат смысла. Все делается строго по графику и часам. | Православные языку старому привержены, но проповеди читают на нормальном языке. Степень поклонения языку чуть-чуть меньше. | Язык службы древнеарамейский. Проповеди на современном арамейском. Перевод Евангелия на русском. | На нормальном языке. | Коран читается на арабском, проповеди - на национальном. |
Отношение к мужским галстукам и вообще к завязанным на шее декоративным элементам резко отрицательное. Обоснование: Иуда повесился на веревке и следовательно мужчина в галстуке - потенциальный Иуда, - это есть осуждение. Также рубашка с коротким рукавом для женщин искушение. | Православные спокойно относятся к галстукам и рубашкам с короткими рукавами, но шорты - это повод выгнать из храма со стороны священников. Мол, чего пришел в трусах. | Никаких указаний не посупало, хотя и в шортах никого не видел. | Без проблем. | Не замечают. |
Стоять в храме принято сложив руки на груди. | Стоять принято вытянув руки по швам, по стойке смирно. | Стойка свободная. Как кому удобно. | Сидят на скамейках. | Сидят на ковре, стоят прижав левую руку правой к груди. |
Старообрядцы даже могут не дать святой воды просящему, если он НЕ старообрядец. У каждого незнакомого лично спрашивают в лоб: "А Вы - старообрядец?" И если сознаешься что нет, то сразу полный отлуп. А если скажешь - да, то еще посмотрят твою родословную. | Православные к инаковерующим терпимее, но не дай Господь сделать им замечание или пожелание. Сразу: "Со свом уставом в ЧУЖОЙ монастырь не ходят!" | Очень гостеприимный народ. Но держится особняком. Впрочем и я не лезу с объятьями. Между собой отношения семейственные. | Просить нечего. | Просить нечего, но все здороваются за руку с произношением "Салям алейкум", то есть "Мир Вам". |
Сидеть в храме не хочется. Никто из постоянных не сидит. Места для сиденья - лавочки вдоль стен. | Пожилые и тучные часто присаживаются. На лавочки вдоль задней стены. При чтении Евангелия и многих других мест службы встают. | В храме стоят кожанные диваны для пожилых, слабых и женщин. На 72 места. Все остальные стоят всю службу. Мужчины часто стоят сзади, даже если места есть. Сидящие следят за службой и в некоторых местах, по разрешению священника, присаживаются. При первой же команде - встают. | Все сидят на лавках | Сидят на ковре |
Старообрядцы | Православные | Ассирийцы | Католики | Мусульмане |
Ссылки: