Старая не значит устаревшая. Но это значит, что появилось что-то более новое и ранее не бывшее. Есть старославянский язык и есть русский, есть древне- арамейский и просто арамейский.
Мой старый товарищ изучал научным, статистическим методом жития святых православной веры. Насколько это допустимо, спорить не буду. Но им выявлено, что сила веры в Христа может быть оценена в некоторый период по количеству пострадавших за Веру. Им однозначно найдено, что с начала введения христианства на Руси количество пострадавших в течение десятилетия росло до наступления раскола в Церкви, до Петровских времен. Затем начался громадный спад до 20 века, когда опять появились новомученики. Его ошибка - считать только канонизированных святых. Многие старообрядцы, судя по литературе, получили мученический венец.
Чем обусловлен такой спад как не победой темных сил над человеком и успешным его совращением. Уже я по опыту общения с верующими разных направлений и конфессий пришел к выводу, что падение человека происходит по гордыне его. Значит встает вопрос: "А в чем состояла гордыня старообрядцев?" Ответ, как мне кажется, я нашел в брошюре посвященной вере, обрядам и правилам поведения в храме старообрядцев. Гордыня их заключается в том, что они решили, что точное число поклонов в храме и дома есть качество Веры. И по делам этим они будут спасены.
Но как говорится в Евангелии, в посланиях Павла, не делами закона оправдывается всякая плоть, но Верой. А отношение к поклонам как к абсолютному лекарству Духа - есть обожествление суеты. То есть идол. Ведь им может быть что угодно, вещь, событие, настроение, человек или что угодно, даже понятие. И даже принадлежность к Старой Вере. Особенно это ярко наблюдается когда приходишь в их Храм. То что усилиями некоторой общины воссоздан и налажен молитвенный процесс - это понятно. Но то, что зайти и поставить свечу может только член общины, которому разрешает придверница - это и есть Гордыня. Если заявляют: "Стой при дверях, а дальше ни шагу. Не будешь послушен, выгоним." То это один из вариантов тщеславия и он приводит к падению. Когда говоришь им: "Митрополит Алимпий должен покаяться!", то сторонники лезут с кулаками. Это ли не Гордыня?
Ссылки:
Иисус
Библия
Интернет сайт "Русского журнала"
В старообрядческой церкви имеются свои уклоны:
Старообрядцы и православные (никониане)
Рассмотрим отличия одной Церкви от другой. Общее между ними - члены той и другой - Христиане. Но поскольку имеется нетерпимое отношение членов одной церкви к членам другой и стремление переделать, переломить характеры под свои воззрения, то это признак работы Сатаны. Ибо Христос никого не переделывал силой, Он только призывал и приглашал. Различия между Церквями заключаются только в ритуальных посупках и мотивах поведения (идейных обоснованиях). По сути различий быть не может.
(Данные взяты из статьи "Если бы не греки...", ответов ныне покойного (1996 г.) архиепископа женевского Антония, изданной в составе информационного сборника №12 "Духовные ответы" изданном в Москве в 1999 году. Подготовлено издание Тверской старообрядческой общиной и журналом "Родина".):
Старообрядцы | Православные |
Проскомидия на семи просфорах | Проскомидия на пяти просфорах. Сейчас на одном, но пять печатей. |
Крестное знамение - двуперстное | Крестное знамение - трехперстное |
Пение слова "Аллилуия" два раза, а затем по-русски "Слава тебе, Боже". | Пение слова "Аллилуия" три раза, а затем по-русски "Слава тебе, Боже". |
Крестный ход при выходе из храма поворачивает направо. | Крестный ход при выходе из храма поворачивает налево. |
В Символе веры читается "Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящего". | В Символе веры вычеркнуто слово "Истиннаго" и читается "Духа Святаго Господа Животворящего иже от Отца исходящего". |
Правописание имени "Исус" | Правописание имени "Иисус" |
При чтении молитвы Ефрема Сирина кладутся семнадцать земных поклонов | При чтении молитвы Ефрема Сирина кладутся четыре земных поклонов |
Пение в храме унисонное | Пение в храме многоголосное |
Проповеди Иоанна Златоустого, Василия Великого и др. | Проповеди составляют сами |
Многообразное написание текстов в рукописных книгах | Исправление многообразия на стандартное |
Старообрядцы | Православные |
А в 50 псалме говорится: всесожиганий не благоволиши, жертва Богу дух сокрушенный. А в Евангелии: Не будьте многословны как язычники. И еще: Возлюби ближнего своего, как самого себя. И еще:Не делами оправдывается всякая плоть, но верою.
Как посторонний могу увидеть незаметное фанатично верующему. Приведу особенности ритуалов старообрядцев в отличие от православных.
Старообрядцы | Православные |
Старообрядцы имеют два хора, правый и левый, но во время службы очень часто перемещаются по храму, с тем, чтобы прочитать молитву соединенным хором. | Православные хоры маленькие, 4-6 человек, и стоят они как вкопанные на клиросе. |
Продолжительность службы считается качеством Веры. 14 августа на празднике воздвижения креста и дня рождения митрополита Алимпия длительность утренней службы составила 7 часов. С 6-30 до 13-30. | Православные службы продолжаются от 2 до 4-х часов. В монастырях и более. |
Поют: И ныне и присно и в'о веки веков. | Поют: И ныне и присно и во в'еки веков. |
Иконы должны быть чем старее, чернее, тем лучше. | Иконы могут печататься хоть на календарях. И в храмах видны печатные иконы. |
Крестится старообрядец очень быстро, как бы истово молясь, но этой истовости не видать. Производит впечатление клоуна, дергаемого за веревочку и без сокрушения духа. | Православные крестятся размашисто не торопясь, проговаривая в это время молитву святому Духу. На каждое касание произносится соответствующий эпитет. |
Старообрядцы используют для земных поклонов подстилки в виде тканевых квадратов. В храме очень чисто, моется он каждый день. Но в Ветхом завете написано: "Молитесь чистыми руками" | Православный если стал на колени, то может даже ползти на них. Акцент делается на поведении мытаря: "Боже, помилуй меня". |
Старообрядцы крестятся и падают на колени в определенных местах богослужения, как по команде. Идет поклонение не Богу, а ритуалу поклонения. | Православные очень часто и по своему личному настроению крестятся. Когда слова службы доходят до ума и до сердца. И производят впечатление искренних молящихся. |
В рогожском храме увидены признаки матриархата, явным образом запрещенные апостолом Павлом: Женщина, да молчит в храме, ибо неприлично женщине учить | Православные старушки также рьяно агрессивны в навязывании правил поведения в храме. Это можно иногда принимать, так как много неофитов пришло сейчас в Храм. |
Женщины платки носят все очень единообразно, а именно закалывая его на груди определенным образом. В сочетании с прической в виде узла на затылке создается живописнейший облик настоящей Женщины и смиренной даже при прямой походке. | Зачастую видишь женщин как бы в головном уборе, и возникает ощущение, что это формальная, горделивая уступка требованиям апостола Павла: женщина с непокрытой головой постыжает ее. |
Старообрядцы настолько увлеклись поклонением старославянскому языку, что, кажется что, слова службы запомнили как попугаи и не слышат смысла. Все делается строго по графику и часам. | Православные языку старому привержены, но проповеди читают на нормальном языке. Степень поклонения языку чуть-чуть меньше. |